Актуальные тарифы на вывоз мусора и обращение с ТКО в России: все изменения!

Новые тарифы на вывоз мусора и обращение с ТКО уже действуют в большинстве регионов России с 1 января 2019 года. Размер оплаты для жителей многоквартирных и частных домов устанавливается на региональном уровне: наши с вами щедрые платежи призваны повысить качество и эффективность данной услуги.

Мусорная реформа уже запущена и приносит первые плоды. Её цель — навести порядок во всей нише обращения с отходами в России. Реформа также должна определить ответственных и предпринять реальные шаги по утилизации отходов.

Кто и как формирует тарифы

В 2019 году в России начал действовать Закон от 31.12.2017 №503-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон об отходах от 24.06.98 № 89-ФЗ. Он стал законодательной основой для проведения, так называемой, «мусорной реформы» в стране. Все вопросы, связанные со сбором и утилизацией мусора и твердых отходов, решают региональные операторы, регистрируемые и контролируемые местными властями. Они же определяют стоимость оказываемой услуги.

С введением Закона коренным образом изменяется система оплаты физическими и юридическими лицами вывоз мусора. Если прежде такие платежи входили в состав общих коммунальных услуг (строка «Содержание и ремонт жилья»), то теперь «мусорные расходы» становятся самостоятельной услугой и на них выписывается отдельная квитанция — новая строка расходов в платежке.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Размер платежа (тариф) определяется регионами самостоятельно, но расчет должен производиться с каждого человека, а не с квадратных метров, как было раньше.

Сумма определяется с учетом нормативов накопления мусора, устанавливаемых отдельно для каждого субъекта РФ. Они различны для разных категорий жильцов (жители многоэтажек, владельцы частных домов, дачники).

Тариф устанавливается региональными операторами, но регулируется местными властями. Может утверждаться единый тариф региональных операторов или разрешаться несколько различных тарифов.

Для исключения появления необоснованных нормативов, при их определении должны учитываться положения следующих документов:

  1. Методические указания, определенные приказом Минстроя РФ от 28.07.2016 №524.
  2. Правила учета, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505.
  3. Правила оказания услуг согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
  4. Директивные письма ФАС РФ от 27.07.2018 №ВК/58887/18.
  5. Положения, утвержденные местными законодательными органами и властями.

Единый тариф региональный оператор рассчитывает с учетом приказа ФАС РФ от 21.11.2016 №1638/16 (приложение 4). Однако максимальный уровень устанавливают местные власти на основании Закона №89 (п.2 ст.24).

Основания для расчетов

Расчет тарифов должен основываться на конкретных исходных данных, определяемых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:

  • число жильцов в доме, квартире;
  • общая жилплощадь;
  • общая площадь многоквартирного дома;
  • норматив накопления отходов для данного района;
  • статистика вывоза мусора с данной территории (количество контейнеров, общий объем).

В окончательном виде тариф учитывает расходы на сбор, вывоз и утилизацию мусора; экологические налоги; затраты на развитие мусороперерабатывающей системы.

В качестве примера можно привести порядок расчета, принятый в Московской области. Используется формула: С=SxT (No+Nг), где

  • С — стоимость вывоза мусора;
  • S – общая жилая площадь;
  • T – утвержденный тариф;
  • No – норма накопления бытовых отходов;
  • Nг – норма накопления крупногабаритных отходов.

При этом на 2019 год Т устанавливается Постановлением Минэкологии Московской области от 02.10.2018 №607-РМ; Nо установлен в размере 0,087 м32, а Nг – 0,027 м32.

Тарифы в регионах: частные и многоквартирные дома

В разных регионах страны изменение стоимости вывоза мусора и обращения с ТКО различно. Это связано, прежде всего, с готовностью региона к переходу на новую систему. Изменения не столь существенны там, где уже создана соответствующая инфраструктура и не требуются большие инвестиции. В ряде областей нет таких условий, а потому необходимы дополнительные вложения, в т.ч. из регионального бюджета. Кроме того, в некоторых регионах ощущается отсутствие местных регуляторов, способных исполнить задуманное, и муниципалитеты вынуждены брать эту роль на себя.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
С учетом местных проблем, предусматривается поэтапное введение в действие Закона (например, для Крыма в течение 3-х лет).

«Мусорная реформа» должна решить проблему с мусором, но она приводит к неминуемому росту тарифов. В большинстве регионов увеличение составит 10-20%. В некоторых областях стоимость услуги подскакивает в несколько раз. Среди лидеров – Воронежская, Тульская, Тамбовская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий округ. Конкретные изменения приведены в таблице.

Таблица тарифов на 2019/2020 гг по регионам

 

Регион Многоквартирный дом (с 1 человека в рублях) Частное владение (с 1 человека в рублях)
Якутия 131,1 138,9
Мурманская область 133,5 133,5
Архангельская область 66,4 68,8
Калининградская область 72,3-85 72,3-127,7
Новгородская область 57,4 39,9
Свердловская область 117,7 132,5
Красноярский край 83,4 131,1
Новосибирская область 92,4 92,4
Дагестан 16-40 16-40
Тульская область 119,2 137,3
Воронежская область 165 157,6
Челябинская область 67,6 52,2
Краснодарский край 121,7 139,6
Волгоградская область 114,9 113,2
Ростовская область 95,6 96,8
Ульяновская область 87 88
Самарская область 117,1 140
Башкирия 58,9 35
Татарстан 71 76,5
Астраханская область 96,5 63,1
Чувашия 75,7 80,2
Ярославская область индексируется

В некоторых регионах пока оставлена система расчета с 1 кв.м площади – Московская, Ленинградская, Тюменская, Амурская, Иркутская, Калужская области, Пермский край, города Москва и Санкт-Петербург. В Забайкалье, Хабаровском крае, Курганской и Омской областях предусмотрена отсрочка введения изменений.

Поскольку мы постоянно слышим новости о повышении тарифных планов, то значения в таблице с течением времени могут меняться.

Региональные операторы

В соответствии с Законом №89 (п.1 ст.24) все права и обязанности по вывозу мусора и твердых отходов передаются региональному оператору. Им может стать только юридическое лицо в статусе Фонда (ч.1 ст.178 ЖК РФ). В регионе разрешается иметь одного или нескольких операторов.

Выбор оператора в соответствии с п.5 ст.24.6 Закона №89 осуществляют местные власти на конкурсной основе. Максимальный срок его деятельности ограничен и составляет 10 лет. После этого проводится новый конкурс. Контроль работы регулятора и его тарифов возлагается на муниципальные органы (РЭО и администрация региона). Они имеют право проводить регулярную проверку соблюдения правил работы с отходами, а также финансовой деятельности организации.

Пользователи услуги должны заключать договор с оператором на вывоз мусора. В многоквартирных домах он подписывается Товариществом собственников или обслуживающей компанией от лица жильцов. Частные домовладельцы заключают персональные соглашения. Этот документ регламентирует права и обязанности оператора и пользователей.

Можно ли оспорить повышение тарифов

Закон дает такое право, если оператор допускает необоснованное повышение стоимости услуг. Он обязан рассчитывать тарифы на основании вышеизложенных документов. Если стоимость завышена, то действовать надо в таком же порядке, как и при оспаривании иных коммунальных услуг. Для этого предусмотрено обращение в прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и суд.

Цели и задачи «мусорной реформы»

Проведение «мусорной реформы» в России назрело давно. Целью введения новых изменений, предусмотренных Законом №503 стало улучшение экологической обстановки и уменьшение количества свалок мусора. Задачей реформы становится обеспечение своевременного вывоза отходов, их безопасной утилизации и переработки. Для этого важно повысить эффективность соответствующих организаций на местах.

Решение задач планируется обеспечить следующими путями:

  1. Передача организационных полномочий в регионы. Муниципалитетам разрешено самим разрабатывать схему обращения с отходами. Задачей же федерального уровня становится обеспечение необходимого финансирования.
  2. Привлечение единого регионального оператора или ограничение их количества. В регионе остаются только организации, способные работать эффективно. Ограничивается срок их полномочий, а выбор проводится на конкурсной основе.
  3. Изменение схем избавления от мусора. Предусматривается четкая организация работ одним оператором – от сбора отходов до полной их переработки или безопасной утилизации.
  4. Изменение оплаты вывоза мусора, что призвано оптимизировать получение и расход получаемых платежей.
  5. Обеспечение контроля за деятельность оператора со стороны местных властей. Возможность лишения его статуса при обнаружении существенных нарушений.

В соответствии с новыми положениями обращение с мусором теперь должно строиться на договорной основе. Региональные исполнительные власти заключают договор с оператором, а он – с непосредственными пользователями услугой.

Настроения людей: есть недовольные!

Отношение граждан РФ к новой «мусорной реформе» очень неоднозначно. Большинство людей недовольны повышением тарифов, особенно в регионах, где они повысились в 3-5 раз. Качественные изменения будут заметны только через определенное время, а потому возникает недоверие. Бытует мнение, что идет обычное, скрытое повышение коммунальных расходов. Изменить настроение могут только реальные успехи реформы, когда люди поймут, что они не зря платят больше. Необходимо обеспечить достаточное количество удобных площадок для сбора мусора, своевременный его вывоз, закрытие «диких» свалок, строительство заводов по переработке отходов.

В регионах, где необходимо создание нужной инфраструктуры, временно отложено введение изменений. До завершения подготовительных работ (от полгода до 3-х лет) разрешено пользоваться прежними нормами и тарифами.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).
Принципиально не буду платить по новым тарифам, пусть пересматривают.
Общий балл
314
78
+
392
Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!
Общий балл
242
74
+
316
Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.
Общий балл
-50
121
+
71
Мы - народ... Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях...
Общий балл
-55
84
+
29
Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!
Общий балл
-56
81
+
25

Реформа предусматривает переход на расчеты не по жилплощади, а с количества жильцов. Такие правила приветствуются в местах, где не наблюдается перенаселение. В крупных городах на каждого человека приходится значительно меньше площади, а значит и переход на новую систему оплаты ударит по семейному бюджету. В большинстве мегаполисов, даже после введение в действие Закона, пока остается старая система расчетов, т.е. в квадратным метров площади.

Общее мнение россиян к нововведениям можно выразить одной фразой – «поживем-увидим». Мусорная реформа ставит важные и жизненно необходимые цели, и правильное ее проведение может значительно улучшить экологическую ситуацию в стране. Теперь вывоз мусора становится самостоятельной коммунальной услугой. Тарифы заметно возрастают, но появляется возможность контролировать начисление и планировать расходы.

Комментарии
  1. Леонид

    Почему в городе Королёве подняли тариф на вывоз тбо в два раза с 200 р. до 4оо р. в месяц Полный без предел1

  2. svoloch

    Ну и откуда такая информация? Живу в Самаре один в квартире 72 кв.м . получаю квитанцию 326 руб в месяц. В квартире фактически только ночую, основное время на работе.
    Количество мусора 3-4 ведра в месяц. Получается ведро мусора по цене ведра картошки обалдеть. Вопрос откуда вы взяли эти 117 руб с человека. в Самарской обл.

    • Анна

      В таблице указаны первоначальные значения, ДО различного рода пересчетов. Изначально «тариф для населения в регионе установили в размере 598 рублей и 16 копеек за один кубометр отходов.». А при пересчете в месяц — получается указанная сумма.
      НО, уже после этого тарифы были пересмотрены.

Добавить комментарий