Оператор по вывозу мусора и обращению с ТКО: кто ОН и что должен делать

Ключевое изменения 2019 года: стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключили из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Сама услуга «обращение с ТКО» перешла из разряда жилищных в коммунальные. Теперь за неё отвечает не ЖКХ, а региональный оператор по вывозу мусора и обращению с ТКО/ТБО.

В его ответственность входят все виды работ в субъекте, которые происходят с отходами — начиная от сбора до их переработки.

Кто такой региональный оператор

Статус регионального оператора может получить юридическое лицо — организация, которая победила в конкурсном отборе.

Правила конкурса содержатся в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.

Там сказано, что оператора выбирает специальная комиссия (в неё не должны входить родственники и партнёры организации-конкурсанта). Как правило, за 20 дней до проведения отбора, необходимую документацию размещают на сайте torgi.gov.ru и указывают нюансы участия в конкурсе.

Чтобы стать региональным оператором, участник конкурса должен соблюдать следующие требования:

  • иметь госрегистрацию в России и лицензию для работы с отходами 1-4 классов опасности;
  • не быть банкротом;
  • не нарушать административный кодекс;
  • не иметь задолженностей по налогам и штрафам за предыдущий календарный год;
  • руководство и бухгалтеры не должны быть судимы.

Заявки на конкурс подают в закрытом конверте. Победителя определяют голосованием, комиссия учитывает стоимость и качество услуг, которые готова предоставить компания-оператор.

В каждом субъекте свои региональные операторы, в больших городах их несколько. Компании выбирают на 10 лет. Их работу контролируют местные власти, если оператор плохо выполняет свои обязанности, компанию могут оштрафовать или отозвать статус.

Функции и услуги регионального оператора

Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:

  • Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
  • Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
  • Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
  • Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
  • Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
  • Обеспечить раздельный сбор мусора
  • Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
  • Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
  • Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
  • Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.

Как заключить договор с оператором

О том, что в доме появился региональный оператор, жильцы узнаю, получив уведомление. Компания должна разослать оповещения жителям в течение месяца после того, как получила статус оператора. В документе сказано о необходимости заключения договора.

Далее, жилец должен направить компании заявление и документацию. В пакет документов входят свидетельство права собственности и бумаги, в которых указана площадь жилья и количество прописанных человек. Если понадобятся дополнительные документы — жильца оповестят.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
В течение двух недель компания-оператор должна рассмотреть документы, после чего заключить договор.

Правила заключения договора между жильцами и оператором закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

ВАЖНО! Если у потребителя ранее был заключен договор на сбор и вывоз мусора с другой компанией (не оператором), ему нужно заключить новый договор с компанией оператором. Старый договор, согласно п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ считается недействительным.

Если жилец отказывается заключать соглашение с компанией, он все равно будет платить, поскольку договор и без него всё равно заключат в типовой форме и установят цену за «мусорные услуги» на своё усмотрение.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания или ТСЖ, договор с региональным оператором заключают они.

Как формируются тарифы

Тарифы на вывоз мусора устанавливает компания-оператор, но регулируют стоимость региональные власти.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Тарифы сильно «скачут» по регионам, так жители Воронежа платят 165 рублей за человека, в Карелии — 93 рубля, в Волгограде — 114 рублей, а в Дагестане — 29 рублей.

Цена складывается из расходов на заключение договоров, транспортировки, сбытовых расходов, обработки, обезвреживания и захоронения. Этап транспортировки самый дорогостоящий.

Актуальные тарифы для своего региона лучше проверить на сайте местных администраций.

Чтобы проверить, нет ли ошибок при расчёте, можно пользоваться той же формулой, которой пользуется счётный отдел регионального оператора.

E * (F/G)*A, где

  • E — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире либо площадь помещения;
  • F — норма накопления ТКО за год;
  • G — 12 месяцев;
  • A — стоимость услуги.

Сумма оплаты за услугу по сбору и вывоза мусора зависит от того, по каким критериям в регионе рассчитывается тариф: по числу проживающих в квартире или по площади жилья.

ВАЖНО! Поскольку услуга «обращение с ТКО» теперь коммунальная, тарифы будут индексироваться (то есть повышаться) 1 января и 1 июля каждого года.

Можно ли оспорить повышение тарифов и кому жаловаться

Если потребитель считает, что ему неверно посчитали стоимость услуги по вывозу мусора, он может пожаловаться в Управляющую компанию.

ВАЖНО! Перерасчета также можно требовать если жильцы отсутствовали в квартире более 5 дней.

Установленной формы для претензии нет, в документе нужно указать свои данные, данные регионального оператора, суть жалобы.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Для перерасчёта могут понадобиться дополнительные документы. Например, если насчитали больше из-за количества прописанных: в квартире прописан один, а посчитали за троих. Соответствующую подтверждающую справку нужно взять в МФЦ.

В управляющей компании её должны рассматривать в течение трёх дней (Постановлением Правительства №416).Если претензию проигнорировали, следует идти с жалобой в региональную Госжилинспекцию.

Также потребитель имеет право проверить справедливо ли определили норматив накопления. Это можно сделать в местной администрации, запросив данные о результатах замеров и экономическом обосновании норматива. Если выяснятся нарушения, норматив можно оспорить в прокуратуре или ФАС.

Если потребитель в принципе считает, что тариф в регионе завышен, нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру или суд. Но для этого нужно быть подготовленным и приводить юридически обоснованные факты, чтобы зря не тратить время на разбирательства.

Добавить комментарий